Коран и Сунна в понимании саляфов

Важные уроки для всей исламской общины

ВАЖНЫЕ УРОКИ ДЛЯ ВСЕЙ ИСЛАМСКОЙ ОБЩИНЫ

 

Достопочтимый шейх

 

‘Абд аль-‘Азиз бин Баз

(да смилуется над ним Всевышний Аллах)

 

Перевод с арабского языка:

Абу Идар аш-Шаркаси

(да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман)

 

 

Несмотря на краткость этого трактата, в нем затрагиваются вопросы, имеющие особое значение и великую ценность. Это такие вопросы, которые должен знать каждый рядовой мусульманин не говоря уже о студентах, обучающихся шариатским наукам.

В этом трактате шейх собрал уроки по разным темам: уроки по вероубеждению, по правовым нормам1, регулирующим порядок исполнения религиозных предписаний, а также затронуты вопросы общественного взаимоотношения.

 

Предисловие

 

Хвала Аллаху, Господу миров, а благой исход уготован только для богобоязненных.

Мир и благословение Аллаха Его рабу и посланнику, нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам.

 

А затем:

 

Этот трактат — краткая речь, в разъяснение того, что должен знать каждый о религии Ислам, и я назвал её «Важные уроки для всей исламской общины». И я прошу Аллаха сделать этот труд полезным для мусульман и принять его от меня, поистине Он  Щедрый, Великодушный.

 

Урок первый: СУРА «АЛЬ-ФАТИХА» И НЕКОТОРЫЕ КОРОТКИЕ СУРЫ

 

Первый урок заключается в обучении суры «аль-Фатиха», а также другим, по возможности, коротким сурам, начиная с суры «الزَّلْزَلَة» («Землетрясение») до суры «النَّاس» («Люди»), правильном их чтении, заучивании их наизусть и изучении их смысла.

 

Урок второй: СТОЛПЫ ИСЛАМА

 

Разъяснение пяти столпов Ислама, первый и самый великий из которых — слова свидетельства:

لَا إِلَهَ إلَّا الله 

Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха.

مُحَمَّدُ رَسُولُ الله 

Мухаммад — посланник Аллаха.

 

Разъяснение условий действительности свидетельства о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха.

Разъяснение того, что смысл «لَا إِلَهَ» состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, а смысл «إلَّا الله» в подтверждении того, что достоин его один лишь Аллах, у Которого нет сотоварища.

 

Что же касается условий действительности свидетельства о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, то они перечислены ниже:

1. Знание, несовместимое с невежеством.

2. Уверенность, несовместимая с сомнениями.

3. Искренность, несовместимая с многобожием.

4. Правдивость, несовместимая с лживостью.

5. Любовь несовместимая с ненавистью.

6. Подчинение, несовместимое с отказом.

7. Принятие, несовместимое с отвержением.

8. Неверие во все ложные божества, которым поклоняются помимо Аллаха.

 

Разъяснение того, что значение свидетельства: «مُحَمَّدُ رَسُولُ الله»  /Мухаммад – посланник Аллаха/ заключается в подчинении его повелениям, убеждённости в истинности того, что он сообщил, отдалённости от того, что он запретил и от чего удерживал, и поклонении Аллаху только так, как это узаконил Всемогущий и Великий Аллах, и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

 

А затем разъяснение остальных столпов Ислама:

— Молитва.

— Выплата закята.

— Пост в месяц Рамадан.

— Хадж для того, кто может его совершить.

 

Урок третий: СТОЛПЫ ВЕРЫ

 

Столпов веры шесть:

1. Вера в Аллаха.

2. Вера в Ангелов.

3. Вера в Писания.

4. Вера в Посланников.

5. Вера в Последний день.

6. Вера в Предопределение с его добром и злом.

 

Урок четвертый: ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОБОЖИЯ И ВИДЫ МНОГОБОЖИЯ

 

Единобожие состоит из трех составляющих:

1. Единобожие в господстве Аллаха (Таухид ар-Рубубия).

2. Единобожие в поклонении Одному лишь Аллаху (Таухид аль-Улюхия или аль-‘Ибада).

3. Единобожие в именах и качествах Аллаха (Таухид аль-Асма уа ас-Сыфат).

 

Что же касается единобожия в обладании господством, то оно под собой подразумевает веру в то, что Аллах (Преславен Он и Пречист) является единственным Творцом и Управителем всего сущего, у Которого нет в этом деле соучастника, равно как и в других Его божественных деяниях.

 

Второе: единобожие в обладании божественностью, а это вера в то, что только Аллах (Преславен Он и Пречист) достоин поклонения и нет у Него в этом соучастника. Именно эта концепция и есть смысл слов: «لَا إِلَهَ إلَّا الله» /ля иляха илля-Ллах/ то есть, нет предмета достойного обожествления и поклонения кроме Аллаха. Поэтому любое поклонение, будь это молитва, пост и прочее, должно быть искренне посвящено только одному Аллаху, и никакой вид поклонения нельзя посвящать кому-либо помимо Него.

 

Третье: единобожие в обладании прекрасными именами и совершенными качествами – это вера во все имена и качества Аллаха, которые упоминаются в Благородном Коране и достоверных хадисах и вера в то, что лишь Аллах обладает такими именами и божественными  качествами. Это также признание имен и качеств Аллаха так, как это подобает Ему (Преславен Он и Пречист), не искажая их, не отрицая их истинного значения, без их образного представления и без уподобления Аллаха Его творениям. И это будет воплощением слов Всевышнего:

﴾قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ اللَّهُ الصَّمَدُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ﴿

«Скажи: “Он Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (112:1-4)

И других слов Всемогущего и Великого Аллаха:

﴾لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ﴿ 

«Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (42:11)

 

Некоторые же ученые разделили единобожие лишь на две составляющие, поместив единобожие в обладании божественными именами и качествами в единобожие в обладании господством. И подобное деление не стоит оспаривать, поскольку смысл в обоих случаях ясен.

 

Многобожие делится на три вида:

1. Большое многобожие.

2. Малое многобожие.

3. Скрытое многобожие.

Большое многобожие делает деяния тщетными, как об этом сообщил Всевышний Аллах, сказав:

﴾وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ﴿

«Но если бы они приобщили [к Нему] сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (6:88)

И если человек умрет, так и не раскаявшись в многобожии, то войдет в огонь навечно. Доказательство тому слова Всевышнего:

﴾مَا كَانَ لِلْمُشْرِكِينَ أَن يَعْمُرُوا مَسَاجِدَ اللَّهِ شَاهِدِينَ عَلَى أَنفُسِهِم بِالْكُفْرِ أُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ وَفِي النَّارِ هُمْ خَالِدُونَ﴿

«Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне» (9:17)

И ему не будет прощено его многобожие, и Рай для него станет запретным. Всемогущий и Великий Аллах сказал:

﴾إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا﴿

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)

 

К данному виду многобожия относятся такие поступки как взывание к мертвым, идолам, искание у них убежища, приношение им обетов и жертвоприношений и прочее.

 

Малое многобожие – деяние, названное в Коране или в Сунне многобожием, но не доходящее до степени большого многобожия, как совершение некоторых дел напоказ, клятва не Аллахом, слова “Если пожелает Аллах и ты” и т.п. Доказательством тому служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малое многобожие». Когда его спросили, что это такое, он ответил: «Показуха»2. Этот хадис с хорошей цепочкой передатчиков передали имам Ахмад, ат-Табарани, аль-Байхаки со слов Махмуда бин Лабид аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Также ат-Табарани передал его через другие хорошие цепочки передатчиков, со слов Махмуда бин Лабида, который передал их от Рафи’а бин Хадидж, а тот рассказывал его от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Также свидетельством служат другие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поклявшийся чем-то или кем-то помимо Аллаха впал в многобожие»3. Хадис передал имам Ахмад от ‘Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) с достоверной цепочкой передатчиков. Также хадис переданный Абу Даудом и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой передатчиков из хадисов Ибн ‘Умара (да будет Аллах доволен им и его отцом) о том, что  пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или в многобожие»4. А также его слова: «Не говорите: “Если будет угодно Аллаху и такому-то”. А говорите: “Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то”»5. Этот хадис приводит Абу Дауд с достоверной цепочкой передатчиков, от Хузайфы бин аль-Йамана (да будет доволен им Аллах).

 

Совершение этого вида многобожия не выводит человека из религии, и он не будет навечно пребывать за это в Огне, но эти деяния несовместимы с совершенным единобожием, которым должен обладать каждый верующий.

 

Третий вид многобожия это скрытое многобожие. Указанием на существование этого вида многобожия служат следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не сообщить ли мне о том, что для вас является более опасным и страшным, чем Антихрист ( аль-Масих ад-Даджжаль)?» Люди ответили: “Конечно, о посланник Аллаха!”. Он сказал: «Это — скрытое многобожие: когда человек встаёт на молитву, специально приукрашивая его, когда видит, что на него кто-то смотрит»6. Этот хадис приводит имам Ахмад в своем сборнике «аль-Муснад» со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет им доволен Аллах).

 

Многобожие можно также разделить лишь на два вида: большое и малое многобожие. Так как скрытое многобожие охватывает оба эти вида и может проявиться как в виде большого многобожия, примером чему служат лицемеры, они внутри скрывают свои заблудшие убеждения, а внешне проявляют приверженность к Исламу, боясь за свои души, так и в виде малого многобожия; совершение дел напоказ другим, как об этом сказано в вышеупомянутых хадисах Махмуда бин Лубайда аль-Ансари и Абу Са’ида аль-Худри.

 

Урок пятый: «ИХСАН» /ЧИСТОСЕРДЕЧИЕ В ПОКЛОНЕНИИ/

 

Ихсан – поклонение Аллаху так, будто ты видишь Его, ибо, если даже ты не видишь Его, Он все равно видит Тебя.

 

Урок шестой: УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ (ШУРУТ)

 

Условий молитвы девять:

1. Исповедание Ислама.

2. Быть разумным.

3. Достижение возраста «различения» (тамйиз).

4. Очищение от малого осквернения.

5. Удаление нечистот.

6. Закрытие запретного для обзора частей тела.

7. Наступление времени молитвы.

8. Обращение лицом к Кибле.

9. Намерение.

 

Урок седьмой: СТОЛПЫ МОЛИТВЫ (АРКАН)

 

Столпов молитвы четырнадцать:

1. Стояние, при наличии возможности.

2. «Такбиратуль-Ихрам» /Такбир7, открывающий молитву/.

3. Чтение суры «аль-Фатиха».

4. Поясной поклон.

5. Выпрямление из поясного поклона.

6. Земной поклон на семь частей тела (лоб и нос, две руки, два колена и две ступни).

7. Выпрямление после первого земного поклона.

8. Сидение между двумя земными поклонами.

9. Соблюдения спокойствия во время совершения всех этих действий.

10. Соблюдение последовательности между столпами.

11. Последний ташаххуд.

12. Сидение на последнем ташаххуде.

13. «ас-Саляту ‘аля ан-Набий» /Молитва за пророка/.

14. Произнесение обоих приветствий.

 

Урок восьмой: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВНЫЕ МОЛИТВЫ (УАДЖИБАТ)

 

1. Все такбиры за исключением первого, открывающего молитву такбира.

2. Произнесение слов: سَمِعَ الله لِمَنْ حَمِدَه — Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его8.

3. Произнесение слов: ‏رَبَّنَا وَ لَكَ الْحَمْد — Господь наш, и хвала Тебе9.

4. Произнесение слов: سُبْحَانَ رَبِّيَّ الْعَظِيم — Пречист и Преславен мой Великий Господь10.

5. Произнесение слов:  سُبْحَانَ رَبِّيَّ الأَعْلىَ — Пречист и Преславен мой Высочайший Господь11.

6. Произнесение между двумя земными поклонами слов: رَبِّي اغْفِرْ لِي — Господь мой прости меня12.

7. Первый ташаххуд.

8. Сидение на первом ташаххуде.

 

Урок девятый: ФОРМА СОВЕРШЕНИЯ ТАШАХХУДА

 

Форма совершения ташаххуда следующая:

Сначала читается мольба:

‏ التًّحِيَاتُ لله و الصَّلَوَاتُ و الطَّيِّبَاتُ، السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيّ وَ رَحْمَةُ الله وَ بَرَكَاتُهُ

السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَ عَلىَ عِبَادِ الله الصَّالِحِين أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلهَ إِلاَ الله وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

/Приветствия и молитвы, и все благие слова — Аллаху! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник/13

Затем произносится молитва за пророка (мир ему и благословение Аллаха):

‏اللّهُمَّ صَلِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ، وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَيْتَ عَلىَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

وَ بَارِكْ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلىَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

/О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима

и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы, Славный!/14

 

Затем на последнем ташаххуде нужно обратиться к Аллаху за защитой от мучений ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти, и от искушения Антихриста. Затем ему следует обратиться с мольбой по своему усмотрению, и особенно взывая мольбами, которыми взывал пророк (мир ему и благословение Аллаха), например вот этими:

اللّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ

/О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе/15

اللّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمَاً كَثِيراً وَ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَ أَنْتَ فَاغْفِرْ لِي مِنْ عِنْدَكَ وَ ارْحَمْنِي إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيم

/О Аллах, поистине я много раз навлекал зло на собственную душу, а никто, кроме Тебя, грехов не простит! Прости же меня и помилуй меня, поистине Ты — Прощающий, Милосердный!/16

 

Что же касается первого ташаххуда в обеденной, предвечерней, закатной и вечерней молитвах, то после произнесения двух свидетельств, молящийся встает на третий рака’ат. Но если он, не вставая на третий рака’ат обратится к Аллаху с мольбой за пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это будет лучше, ввиду указания на достоинство этого, из хадисов в этом вопросе.

 

Урок десятый: ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МОЛИТВЕ (СУННА)

 

Желательные составные:

1. Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале молитвы (Ду’а аль-Истифтах).

2. Возложение правой руки на левую и возложение их на грудь во время стояния до совершения поясного поклона, и после выпрямления из поясного поклона.

3. Поднятие рук, держа пальцы сжатыми, до уровня плеч или до уровня своих ушей. Поступать так следует при первом, открывающем молитву такбире, при совершении поясного поклона, после выпрямления из него, и при вставании с первого ташаххуда на третий рака’ат.

4. Произнесение سُبْحَانَ رَبِّيَّ الْعَظِيم в поясном поклоне и سُبْحَانَ رَبِّيَّ الأَعْلىَ в земном поклоне, более одного раза.

5. Дополнение к словам ‏رَبَّنَا وَ لَكَ الْحَمْد других мольб, во время стояния после поясного поклона, а также произнесение между двумя земными поклонами слов رَبِّيِ اغْفِرْ لِي более одного раза.

6. Держание головы, во время поясного поклона, на уровне спины.

7. Отдаление рук от боков в земном поклоне (т.е. не прижимать их к телу), а также приподнимание живота от своих бёдер, а бёдра от голеней.

8. Приподнимание локтей от земли во время земного поклона.

9. Сидение на первом ташаххуде и между двумя земными поклонами, таким образом, когда молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

10. Сидение в положение «тауаррук» — положение молящегося, который во время произнесения слов последнего ташаххуда в третьем или четвёртом рака’ате молитвы сидит на верхней части бедра, просунув при этом левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

11. Шевеление правого указательного пальца в первом и во втором ташаххудах, с того времени как молящийся уселся, до окончания чтения ташаххуда, включая промежуток в котором он взывает с мольбами к Аллаху.

12. Обращение к Аллаху с мольбой за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и призвание на него благословения, на его семью, а также призвания благословения на Ибрахима и его семью.

13. Обращение с мольбой на последнем ташаххуде перед произнесением слов приветствия.

14. Чтение вслух утренней, пятничной, праздничных молитв, а также молитвы о ниспослании дождя. Чтение вслух первых двух рака’атов закатной и вечерней молитв.

15. Чтение про себя обеденной и предвечерней молитв, а также чтение про себя в третьем рака’ате закатной молитвы, и в двух последних в вечерней молитве.

16. Чтение чего-либо из Корана помимо суры «аль-Фатиха» с выполнением остальных желательных действий, кроме тех, что мы уже упомянули, как например, дополнение к словам ‏رَبَّنَا وَ لَكَ الْحَمْد других мольб, во время стояния после поясного поклона. Данное действие является сунной в отношении каждого молящегося;  руководителя молитвой (имама), и того, кто совершает молитву под руководством имама, и того кто совершает молитву индивидуально.

17. Возложение ладонь своих рук, во время поясного поклона, на колени с растопыренными пальцами.

 

Урок одиннадцатый: ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ МОЛИТВУ

 

Действий нарушающих молитву восемь:

1. Намеренный разговор, зная о запрете этого. Разговор по забывчивости и по незнанию не нарушает молитву.

2. Смех.

3. Принятие пищи.

4. Питье воды.

5. Открытие запретного для обзора частей тела17.

6. Значительное отклонение от Киблы.

7. Множество последовательных непринужденных движений.

8. Нарушение омовения.

 

Урок двенадцатый: УСЛОВИЯ ОМОВЕНИЯ (ШУРУТ)

 

Условий омовения десять:

1. Исповедание Ислама.

2. Быть разумным.

3. Достижение возраста «различения» (тамйиз).

4. Наличие соответствующего намерения.

5. Сохранение намерения в течение совершения омовения. Имеется в виду, что совершающий омовение не должен намереваться прервать омовение до его полного завершения.

6. Необходимо, чтобы процесс осквернения, несовместимый с омовением, прекратился.

7. Подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения.

8. Вода, используемая для омовения должна быть чистой и дозволенной18.

9. Удаление всего, что препятствует попаданию воды на кожу.

10. Наступление времени молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения.

 

Урок тринадцатый: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВНЫЕ ОМОВЕНИЯ (АРКАН)

 

Обязательных составных омовения шесть:

1. Мытье лица, куда входят полоскание рта и промывание носа.

2. Мытье рук до локтей.

3. Полное обтирание головы вместе с ушами.

4. Мытье ног со щиколотками.

5. Соблюдение  последовательности  в действиях при совершении омовения.

6. Соблюдение непрерывности при обмывании частей тела.

Является желательным троекратное мытье лица, рук, ног, а также троекратное полоскание рта и промывание носа, за исключением обтирания головы, она обтирается только один раз, как на то указывают достоверные хадисы. Минимальным же и обязательным является их однократное мытье.

 

Урок четырнадцатый: ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ОМОВЕНИЕ

 

Действий нарушающих омовение шесть:

1. Выделения из половых органов и анального отверстия.

2. Выделение скверны и грязи из тела.

3. Потеря рассудка.

4. Непосредственное прикосновение к половому органу ладонью или её тыльной стороной.

5. Употребление в пищу верблюжьего мяса.

6. Отступничество от Ислама, да убережет нас Аллах от этого и всех мусульман.

Важное примечание: согласно правильному мнению, купание мертвого не нарушает омовение, и это мнение большинства ученых. Если только рука купающего непосредственно не коснулась полового органа усопшего, в этом случае его омовение нарушается. Но он не должен прикасаться к половому органу мертвого, кроме как через какую-либо преграду. Мнение большинства ученых справедливо, поскольку нет доказательств указывающих на обратное.

Также согласно наиболее достоверному мнению, любое прикосновение к женщине, с вожделением или без, не делает омовение недействительным, если при этом у мужчины не было каких-либо выделений. Доказательством же тому служит поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха), который поцеловал одну из своих жен, затем совершил молитву, без предварительного омовения. А что касается слов Аллаха (Преславен Он и Пречист):

﴾أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ﴿ 

«…или вы прикасались к женщинам» (4:43), то согласно наиболее достоверному мнению под ними подразумевается половая близость. Это же мнение высказывал Ибн ‘Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) и группа из праведных предшественников и ученых прошлого. Поистине один лишь Аллах оказывает содействие.

 

Урок пятнадцатый: НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ КАЖДОМУ МУСУЛЬМАНИНУ

 

Речь идет о следующих качествах: правдивость, надежность, целомудренность, стыдливость, храбрость, щедрость, верность данному слову, выполнение обещаний, отстранение от всего того что запретил Аллах, доброе и хорошее отношение к соседям, оказание помощи тому, кто в ней нуждается, по мере своих сил. И прочие высокие нравственные качества, к которым побуждает Коран и Сунна.

 

Урок шестнадцатый:  ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЭТИКА

 

К исламской нравственной этике относится:

— Приветствие друг друга.

— Радушие.

— Есть и пить только правой рукой.

— Произнесение слов перед едой بِسْمِ الله – с именем Аллаха19.

— Восхваление Аллаха после еды.

— Восхваление Аллаха чихнувшим.

— Ответ чихнувшему, если он восхвалил Аллаха, словами يَرْحَمُكَ الله — да помилует тебя Аллах20.

— Навещать больного.

— Сопровождение погребальных носилок и участие в погребении.

— Произнесение при входе в мечеть мольбы:

أَعُوذُ بِالله الْعَظِيم وَ بِوَجْهِهِ الْكَرِيم وَ سُلْطاَنِهِ الْقَدِيم مِنْ الشَّيْطاَنِ الرَّجِيم

/Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана/21

بِسْمِ اللهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلىَ رَسُولِ اللهِ

/С именем Аллаха, благословение  и мир посланнику Аллаха/22

اللّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ

/О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!/23

 

— Произнесение при выходе из мечети мольбы:

بِسْمِ اللهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلىَ رَسُولِ الله اللَّهُمَّ إِنّيِ أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ اللَّهُمَّ اعْصِمْنِي مِنْ الشَّيْطاَنِ الرَّجِيم

/С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана/24

 

— Произнесение при выходе из дома мольбы:

اللّهُمَ إِنّيِ أَعُوذُ بِكَ أن أَضِلَّ أوْ أُضَلَّ أَوْ أَزِلَّ أو أُزَلَّ أوْ أَظلِمَ أَوْ أُظْلَمَ أوْ أَجْهَلَ أوْ يُجْهَلَ عَلَيَّ

/О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от того, чтобы допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо, от того, чтобы быть невежественным, и от того, чтобы меня держали в невежестве/25

بِسْمِ اللهِ تَوَكَّلْتُ عَلىَ اللهِ لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَ بِالله

/С именем Аллаха, я уповаю на Аллаха, лишь Аллах дает мощь и силу/26

 

— Произнесение при входе в дом мольбы:

بِسْمِ اللهِ وَلَجْنَا وَبِسْمِ اللهِ خَرَجْنَا وَعَلىَ رَبِّنَا تَوَكَّلْنَا

/С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать/27

Сказав это вошедшему следует обратиться с приветствием к находящимся в доме.

 

— Соблюдение правил поведения в путешествии.

— Соблюдение правил поведения в отношении с родителями, с родными, с соседями, с взрослыми и с детьми.

— Поздравление с новорожденным.

— Пожелание благословения молодоженам.

— Выражение соболезнований.

И прочие достойные исламские этикеты.

 

Урок семнадцатый: ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ МНОГОБОЖИЯ И НЕКОТОРЫХ ГУБИТЕЛЬНЫХ  ГРЕХОВ

 

Губительными грехами являются семь28 нижеследующих грехов:

1. Многобожие.

2. Колдовство.

3. Убийство души, которую Аллах запретил убивать кроме как по праву.

4. Ростовщичество.

5. Пожирание имущества сироты.

6. Бегство с поле боя при встрече с врагами.

7. Обвинение в прелюбодеянии целомудренных, верующих женщин, даже не помышлявших об этом.

 

Некоторые большие грехи, которых также следует остерегаться:

— Ослушание родителей.

— Разрыв родственных отношений.

— Лжесвидетельство.

— Ложные клятвы.

— Притеснение и нанесение обид соседям.

— Нарушение прав людей касающихся их жизни, имущества и чести.

— Употребление опьяняющих и одурманивающих напитков и средств.

— Азартные игры.

— Хула (гыба).

— Сплетня (намима).

И прочие большие грехи, которые запретил Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

 

Урок восемнадцатый: ПОДГОТОВКА ПОКОЙНИКА К ЗАХОРОНЕНИЮ, ЗАУПОКОЙНАЯ МОЛИТВА И ПОГРЕБЕНИЕ

 

Подробное описание темы:

 

Первое: напоминание умирающему о свидетельстве единобожия «لَا إِلَهَ إلَّا الله». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили “ля иляха илля-Ллах”»29. Этот хадис передал Муслим в своем сборнике достоверных хадисов. Под словами «… вашим умирающим» имеются в виду те, в ком проявляются характерные признаки наступления смерти.

 

Второе: после того как душа покинет тело и смерть человека станет ясной и не будет в этом сомнения, усопшему следует закрыть глаза и подвязать подбородок, в соответствии с Сунной.

 

Третье: каждого умершего мусульманина нужно купать, кроме шахида павшего в сражении. Его не следует купать и совершать над ним заупокойную молитву. Напротив его хоронят в своей одежде как есть, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не омыл тело погибших в битве при Ухуде и не совершил над ними заупокойную молитву.

 

Четвертое: описание образа купания покойника.

Следует прикрыть те части тела покойного, на которые нельзя смотреть, затем немного приподнять тело и рукой, мягко надавливая, провести вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника. Затем купальщик обматывает свою руку куском материей и смывает выделившееся из кишечника. Потом покойнику моют те части тела, которые омываются при омовении для молитвы, соблюдая при этом форму и последовательность омовения. Затем ему моют голову и бороду водой с дикой ююбой или же другим веществом обладающим похожим свойством. Потом омывается правая часть тела, затем левая. Так тело обмывается второй и третий разы, каждый раз надавливая на живот. Если при этом из кишечника выделяется что-либо, это нужно смыть во второй и третий раз. Если выделения продолжаются и после этого, то нужно закрыть задний проход ватой или чем-то подобным, а если оно не удерживает, то чистой глиной  или же другими современными медицинскими средствами, как лейкопластырь и тому подобное. В случае если же из кишечника были выделения, омовение покойному нужно совершить заново. Если тело не станет чистым после трехкратного обмывания, то нужно обмыть до пяти или семи раз.

Затем после мытья, тело покойного вытирают и умащают благовониями места, подверженные потоотделению и где формируется запах, а также те части тела, которые должны касаться земли при совершении земного поклона. А если умастить всё тело, то это будет лучше.

Затем происходит окуривание кафана30 ладаном.

Затем можно подстричь усы и ногти, если они длинные, но и в оставлении их как есть, нет ничего предосудительного.

Покойнику не следует расчесывать волосы, брить лобок, делать обрезания, ввиду отсутствий указаний на совершение этого, за исключением женщин; им следует заплести волосы в три косы и расположить за спиной.

 

Пятое: заворачивание покойника в кафан.

Мужчину предпочтительно оборачивать в три белых покрывала, не используя ни рубахи, ни чалмы, именно так было завернуто тело пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но также не порицается оборачивать покойного в рубаху, в «изар» и «лафафу».

При оборачивании в кафан женщины, надлежит воспользоваться пятью кусками материи:

«Дир’»  — широкое покрывало, способное покрыть все тело покойника.

«Химар»  — покрывало для головы.

«Изар»  — покрывало для нижней части тела.

И два куска материи.

Мальчика, не достигшего совершеннолетия, оборачивают от одного до трех покрывал, а девочку, не достигшую совершеннолетия, оборачивают в рубаху и в два широких покрывала.

Минимальным и обязательным является оборачивание тело покойника в  одно покрывало, и так чтобы оно покрывало всё тело. Исключая случай, когда человек умирает во время паломничества. Покойного паломника, как это пришло в достоверном хадисе от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), моют водой с дикой ююбой и оборачивают в его же ритуальную одежду, в «изар» и «рида» или в то, что на нем было. Ему не покрывают голову и не умащают благовонием, ибо Аллах воскресит его в день Воскресения произносящим тальбию. Если же во время паломничества скончается женщина, то её оборачивают обычным образом, также как и остальных женщин но, не умащают благовонием. И если она во время паломничества носила вуаль (никаб) и перчатки, то ей не следует закрывать лицо вуалью, а руки перчатками, а оборачивают её в кафан так, как это было описано выше.

 

Шестое: первоочередное право на купание покойника, совершение над ним заупокойной молитвы и его погребение имеет тот, кому это было завещано усопшим. Если же такого завещания не было, то право помыть его тело переходит к отцу, затем деду (по отцовской лини) затем дальше другим кровным родственникам в зависимости от близости их родства.

Что касается купания покойной женщины, то опять же, первым кто имеет право купать её, эта та, кому она завещала это. Если же покойная не оставляла такого завещания, то это право переходит к её матери, затем к бабушке, затем к тому, кто ближе по степени родства из числа женщин.

Также муж и жена имеют право мыть тело покойного супруга или супругу, поскольку после смерти Абу Бакра ас-Саддыка (да будет доволен им Аллах) его тело помыла его жена. Также ‘Али (да будет доволен им Аллах) помыл тело своей покойной жены Фатимы (да будет доволен ею Аллах)31.

 

Седьмое: описание совершения заупокойной молитвы.

Заупокойная молитва состоит из четырех  такбиров. После первого открывающего молитву такбира читается сура «аль-Фатиха». Также будет хорошо, если прочитать после неё еще какую-либо другую короткую суру или аят или же пару аятов, так как достоверно известно, что таким образом поступил Ибн ‘Аббас (да будет им доволен Аллах).

Затем совершается второй такбир, и после него читается молитва за пророка (мир ему и благословение Аллаха) такая же, как и во время ташаххуда.

Затем третий такбир, после которого следует сказать:

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا اللَّهُمَّ  مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ

وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

/О Аллах, прости нашим живым и нашим мертвым, присутствующим и отсутствующим, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам. О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!/32

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَالْبَرَدِ وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ وَ أَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ وَ أَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ وَ زَوْجاً خَيْراً مِنْ زَوَجِهِ وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ وَ أَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَ عَذَابِ النَّارِ

/О Аллах,  прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы), и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня/33

 

После этого произносится четвертый такбир и произносятся слова приветствия только в правую сторону.

Поднятие рук при каждом произнесении такбира является желательным.

При произнесении мольбы следует учитывать, за кого произносится мольба. Так если мольба за женщину, то в мольбе нужно говорить “Аллахумма-гфир ляха”, если молитва совершается над двумя, то следует говорить “Аллахумма-гфир ляхума”, а если более двух, то “Аллахумма-гфир ляхум”. Если же молитва совершается над ребенком, не достигшим совершеннолетия, то вместо мольбы о прощении нужно произнести следующую мольбу:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطاً و ذُخْراً لِوَالِدَيْهِ وَ شَفِيعًاً مُجَاباً اللَّهُمَّ ثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَ أَعْظِمْ بِهِ أُجُورَهُمَا

وَ أَلْحِقْهُ بِصَالِحِ سَلَفِ الْمُؤْمِنِين وَ اجْعَلْهُ فِي كَفَالَةِ إِبْرَاهِيم عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَم وَ قِهِ بِرَحْمَتِكَ عَذَابَ جَهَنَّم

/О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в раю своих родителей и стал для них запасом и заступником, ходатайство которого будет принято, о Аллах, утяжели им весы их, и увеличь благодаря ему их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук ада!/

 

В соответствии с Сунной совершая молитву над мужчиной имам (руководящий молитвой) должен встать напротив его головы, а совершая её над женщиной, встать напротив середины её тела. Если молитва совершается одновременно над женщиной и мужчиной, то мужчину располагают перед имамом, а за мужчиной женщину. А если же вместе сними еще и дети обоих полов, то сначала перед имамом кладут мужчину, потом мальчика, так чтобы его голова была на одном уровне с головой мужчины. За мальчиком кладут женщину, так чтобы середина её тела была на уровне головы мужчины, и за женщиной кладут девочку, так чтобы её голова бы на уровне головы женщины.

Собравшиеся для совершения заупокойной молитвы должны встать позади имама, если только кто-то не найдет места, то он становится справа от него.

 

Восьмое: описание погребения.

Яму для захоронения следует копать глубиной с половину роста человека и сделать углубление на дне могилы, с боку по направлению к Кибле. Именно в это углубление кладут покойника на правый бок, а затем развязывают веревки кафана у основания головы и ног, оставляют как есть и не открывают лицо покойному.

Прежде чем засыпать могилу землёй, тело следует заложить необожженными кирпичами (саман), скрепляя их глиной, дабы предотвратить попадание земли в это углубление. В случае отсутствия необожженных кирпичей, можно использовать доски или камни, то есть цель, предотвратить попадание земли в данное углубление. Затем закапывают могилу землёй, при этом желательно произнести следующее:

بِسْمِ اللهِ وَ عَلَى مِلًّةِ رَسُولِ اللهِ

/С именем Аллаха и в соответствии с религией34  посланника Аллаха/35

Могилу следует засыпать так, чтобы земля возвышалась над ней лишь на пядь. Если есть возможность, то можно посыпать верх могилы щебнем и побрызгать водой, чтобы ветер ни разнес её. Затем всем присутствующим следует попросить у Аллаха для покойного укрепления, поскольку сообщается, что после завершения погребения покойного пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно некоторое время стоял у его могилы, и он говорил: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он его укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы36»37

 

Девятое: тот, кто не совершил заупокойную молитву до захоронения, может совершить её после захоронения покойного, поскольку так поступил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). Но срок захоронения не должен превышать месяца, иначе данное действие не будет иметь законной силы, потому что в хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил заупокойную молитву когда срок захоронения покойника не превысил месяц, и не передается чтобы он совершил заупокойную молитву по покойнику, срок захоронения которого превышал месяц.

 

Десятое: родным покойного запрещается готовить пищу для людей, доказательством чему служат слова славного сподвижника Джарира бин ‘Абдуллаха аль-Баджалий (да будет доволен им Аллах): “Мы приравнивали собрание в доме умершего и приготовление пищи [для гостей] после похорон, к причитанию”38. Это предание передал имам Ахмад с «хорошей» цепочкой передатчиков. Но нет ни чего таково, чтобы другие готовили для них, так как когда до пророка (мир ему и благословение Аллаха) дошла весть о смерти Джа’фара бин Аби Талиба, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приготовьте семье Джа’фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от этого»39. Потому родственники семьи покойного и их соседи могут приготовить для них еду. Также не будет порицаемым, если семья покойного пригласит соседей или еще кого, для того чтобы совместно отведать то, что им принесли из еды. И, насколько нам известно, нет для этого приуроченного времени.

 

Одиннадцатое: в соответствии с достоверной Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха), женщине запрещается пребывать в трауре больше трех дней по кому-либо кроме своего мужа. Траур по мужу является обязательным и длится до окончания ‘идды — четыре месяца и десять дней, а если же она беременна, то пока не родит. Что же касается мужчин то им запрещено пребывать в трауре по кому-либо, будь это родственники или иные люди.

 

Двенадцатое: мужчинам дозволяется иногда посещать могилы, для обращения с мольбой за усопших и просьбы помиловать их. Также для напоминания о смерти и того что после нее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Навещайте могилы, ибо они напоминают о последней жизни»40. Этот хадис приводят имам Ахмад и Муслим.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал своих сподвижников мольбе, которую они произносили бы во время своих посещении могил:

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَ الْمُسْلِمِينَ وَ إِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ للاَحِقُونَ

وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

/Мир вам, о обитатели жилишь, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас/41

 

А что касается женщин, то им недозволенно посещение кладбищ, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин посещающих могилы42. Из причин запрета то, что женщины слабы и более эмоциональны, поэтому существует опасность, что они не станут проявлять должного терпения и окажутся подвержены искушению, что может привести к совершению греха. Но женщинам также как и мужчина можно совершать заупокойную молитву, где бы ни совершалась эта молитва, в мечети или в ином месте.

 

Это последнее из того, что мне было облегчено собрать.

 

Мир и благословение Аллаха, нашему пророку Мухаммаду, его роду и его сподвижникам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________________

1- Следует отметить, что по некоторым упомянутым правовым нормам, не относящимся к основополагающим принципам, между мусульманскими учеными существуют разногласия. Шейх (да смилуется над ним Аллах) изложил в трактате то, в истинности чего был убежден.

2- Ахмад 5/428-429, аль-Байхаки №6831, аль-Багауи «Шахр ас-Сунна» 1/201/4, ат-Табарани «аль-Му’джам аль-Кабир» 1/217/1. Хадис достоверный. См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» 2/634.

3- аль-Бухари №6271, Муслим №1646.

4- аль-Бухари №5757, Муслим №1646.

5- Ахмад 5/398, Абу Дауд №4980, ал-Байхаки 3/216. Хадис достоверный. См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» 1/263.

6- Ахмад 3/30, Ибн Маджах №4204. Хадис «хороший». См. «Сахих Ибн Маджах»  3/371 и «Мишкатуль-Масабих» №5333.

7- Произнесение слов «Аллаху Акбар».

8- аль-Бухари №1063, Муслим №404.

9- См. предыдущую ссылку.

10- См. Муслим №772, «аль-Ируа» №333, «Сахих Абу Дауд» №828.

11- См. предыдущую ссылку.

12- Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Маджах» 1/280, «аль-Ируа» №335.

13- Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174, ат-Табарани «ас-Сагир» №146, аль-Байхаки 2/148. Хадис достоверный См. «Сахих Ибн Маджах» 1/271, «аль-Ируа» №336, «Сахих Аби Дауд» №889.

14- аль-Бухари №4797, Муслим №406.

15- Хадис достоверный См. «аль-Джами’ ас-Сахих» №7969. «Сахих Аби Дауд» №1362.

16- аль-Бухари №6839.

17- Случайность к этому не имеет отношения.

18- То есть, не захваченной силой и не украденной.

19- аль-Бухари  №5376, Муслим №2022, «Сахих ат-Тирмизи» 2/320, «аль-Ируа» №1965.

20- аль-Бухари №6223, Муслим №2994.

21- Хадис достоверный. См. «Сахих Аби Дауд» 2/364, «Сахих аль-Джами’» №4715.

22- Хадис достоверный. См. «Сахих Аби Дауд» 2/361.

23- Муслим №713.

24- Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Маджах» 1/237-238.

25- Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3/410-411, «Сахих Ибн Маджах» 2/269, «Мишкатуль-Масабих» №2442.

26- Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» 3/410 «Мишкатуль-Масабих» №2443.

27- Этот хадис слабый. См. «аль-Калим ат-Таййиб» №62, «Сильсиля аль-Ахадис ад-Да’ифа» №5832. Но существует другой достоверный хадис, который передает Муслим: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе в дом и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: “Не будет для вас здесь ни приюта, ни ужина!” Если же он вошёл в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: “Вы получили приют”, — а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: “Вы получили и приют, и ужин”» Муслим №2018.

28- Имеется в виду, что эти семь тяжких грехов наиболее распространенные, на самом деле тяжких грехов больше чем семь. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) о количестве великих грехов сказал: “Их [число] ближе к семидесяти, чем к семи” ‘Абд ар-Раззак «аль-Мусаннаф» №19702.

29- Муслим №916.

30- Покрывало, в которое заворачивают покойника.

31- Имам аль-Альбани оценил это сообщение как «хорошее». См. «аль-Ируа» 3/162.

32- Ахмад 2/368, Ибн Маджах 1/480. Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Маджах» 2/17, «Мишкатуль-Масабих» №1675.

33- Муслим №963.

34- Существует и другая достоверная версия, где говорится: بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ /С именем Аллаха и в соответствии с Сунной посланника Аллаха/. Ахмад №4812, Абу Дауд №3213. Достоверность см. «аль-Ируа» №747, «Мишкатуль-Масабих» №1707, «Сахих Ибн Маджах» 2/31.

35- Хадис достоверный. См. предыдущую ссылку.

36- Речь идёт о вопросах, которые ангелы задают в могиле каждому: “Кто твой Господь?”, “Какова твоя религия?”, “Кто был тот человек, который был послан к вам?”. Поэтому следует говорить: اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ /О Аллах, прости его. О Аллах, укрепи его/

37- Хадис достоверный. См. «Ахкам аль-Джанаиз» стр. 156.

38- Сообщение достоверное. См. «Сахих Ибн Маджах» 2/48, «Ахкам аль-Джанаиз» стр. 167.

39- Хадис «хороший». См. «Ахкам аль-Джанаиз» стр. 167, «Мишкатуль-Масабих» №1739, «Сахих Ибн Маджах» 2/47, «Сахих Аби Дауд» 2/283-284, «Сахих ат-Тирмизи» 1/510.

40- Хадис достоверный. «Сахих Ибн Маджах» 2/36. В версии которую приводит Муслим №976, говорится: «Навещайте могилы, ибо они напоминают о смерти»

41- Муслим №975, «Сахих Ибн Маджах 2/30», «Ахкам аль-Джанаиз» стр. 189-190, «аль-Ируа» 3/235.

42- Речь идет о часто посещающих могилы женщинах, так как хадис: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники” является слабым по причине передатчика Абу Салиха, который не заслуживает доверия. Достоверным же является другой хадис, в котором сказано: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, часто посещающих могилы” См. «Сахих ат-Тирмизи» 1/537-538,  «Сахих Ибн Маджах» 2/38, «Мишкатуль-Масабих» №1770, «Ахкам аль-Джанаиз» стр. 185, «аль-Ируа» №762.

Прикрепленные файлы

Источник: Важные уроки для всей исламской общины — IslamAcademy

Понравилась статья? Вы не хотите пропускать новые статьи? Тогда подпишитесь на RSS или электронный ящик и получайте новые публикации сайта, барака-Ллаху фикум!

Поделись этой записью в своей социальной сети:

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com