Коран и Сунна в понимании саляфов

Призыв к Всевышнему Аллаху

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Призыв к Аллаху – это миссия всех посланцев Господа
Шейх Салих аль-Фаузан

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :

Призыв к Аллаху – это путь, которым следовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его последователи. Об этом сказал Всевышний: «Скажи [Мухаммад]: “Таков мой путь. Я и мои последо­ватели призываем вас к Аллаху согласно убеждению. Хва­ла Аллаху, я не отношусь к многобожникам”» (Сура «Йусуф», аят 108).

Более того, призыв к Аллаху – это миссия всех посланцев Господа и всех верующих, на которых Всевышний возложил обязанность выводить людей из мрака к свету, из пучин неве­рия к правой вере, из омута язычества к поклонению одному Аллаху, из ада в рай. Однако этот призыв необходимо вести в соответствии с определенными правилами, и если одно из них нарушается, то это мешает распространению ислама. И тогда как бы ни старались люди и сколько бы времени они не тратили, их проповеди не будут приносить желаемые плоды. Имен­но это происходит в наше время со многими мусульманами, которые не руководствуются этими правилами.

Эти основополагающие принципы исламского призыва из­лагаются в священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сводятся к следующим:

1.  Призывающий к Аллаху должен знать то, к чему призывает других. Неграмотный человек не сможет стать проповедником Ислама. Всевышний Аллах велел своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последо­ватели призываем вас к Аллаху согласно убеждению”»

Убеждение – это знание. Проповедник истины часто стал­кивается со сторонниками лжи, которые пытаются посеять в его душе сомнения и оспорить его взгляды, дабы тем самым опровергнуть истину. Поэтому всевышний Аллах сказал: «Призывай, на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наи­лучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». Сура «Пчелы», аят 125

Мусульманин должен знать, что противники истины обла­дают определенными знаниями, и поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отправляя My’аза ибн Джабаля в Йемен, напомнил ему, что он окажется среди людей писания. Если же проповедник не будет вооружен твердыми знаниями, благодаря которым он сможет развеять любое сомнение и изобличить любую ложь, то он по­терпит поражение при первой же встрече с противником и ос­тановится уже в самом начале своего пути.

2. Он должен сам совершать то, к чему призывает.Поступая таким образом, проповедник становится прекрасным примером для окружающих. Его слова не расходятся с делами, и недруги не могут ничего возразить ему. Всевышний Аллах сказал, что пророк Шу’ейб сказал своим соплеменникам: «Я не хочу сам совершать то, что запрещаю совершать вам, а лишь хочу исправления [ваших] деяний, насколько это в моих силах». Сура «Худ», аят 88

А своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) Всевышний повелел: «Скажи: «Воистину, моя молитва и мое жертвоприноше­ние, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха, Господа ми­ров, наряду с которым нет иного божества. Так мне велено поступать, и я — первый из предавшихся Ему». Сура «Скот», аяты 162-163

Господь также сказал: «Чья речь прекраснее, чем у того, кто призывает к Алла­ху, совершает благие дела и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?! Сура «Разъяснены», аят 33

3. Он должен вести свой призыв искренне ради Аллаха, а не для показухи и не ради славы, величия, почета или мир­ской выгоды. Если же проповедником движет стремление к какой-либо из этих целей, то он призывает людей к правой ве­ре не во имя Аллаха, а ради самого себя либо ради собствен­ной выгоды. Поэтому Аллах сообщил, что один из пророков сказал своему народу: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознагра­дит меня только Господь миров». Сура «Поэты», аят 109

А пророк Нух сказал: «О мой народ! Я не прошу у вас богатства в награду: ме­ня вознаградит один лишь Аллах». Сура «Худ», аят 29

4.  Он должен начинать с самого главного и уже затем переходить к менее важному. В первую очередь, он должен исправить вероубеждения людей и разъяснить им необходи­мость поклоняться одному Аллаху и недопустимость приоб­щения к Нему сотоварищей. После этого он может призвать их к совершению намаза, выплате закята и выполнению других обязательных предписаний и предостеречь их от совершения грехов. Именно так поступали все Божьи посланники, о чем Всевышний сказал: «Мы отправили к каждому народу посланника, [чтобы они сказали им]: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте лож­ных богов». Сура «Пчелы», аят 36

Он также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не вну­шив ему: «Нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же мне». Сура «Пророки», аят 25

А в хадисе о My’азе ибн Джабале сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды». аль-Бухари и Муслим.

Самым лучшим и самым совершенным примером того, как следует распространять ислам, конечно же, является жизнь са­мого Посланника Аллаха. В течение тринадцати лет, пока он проповедовал в Мекке, он призывал людей к поклонению единому Аллаху и изобличал язычество. Долгие годы он не при­казывал им совершать намаз и выплачивать закят, держать пост и совершать паломничество, не запрещал им лихоимство и прелюбодеяние, воровство и даже убийство.

5. Он должен стойко переносить трудности, которые выпадают на его долю из-за призыва к Аллаху. Люди часто наносят обиды и оскорбления тем, кто учит добру, и дорога проповедника не устлана цветами. Напротив, мусульманина на ней подстерегают неприятности и опасности, что хорошо видно на примере пророков Аллаха. Сколько насмешек и оскорблений своих соплеменников они терпели! Всевышний Аллах сказал пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Насмешками были встречены и посланники, являвшие­ся до тебя, но постигало тех, кто глумился над ними, [нака­зание] за их глумление». Сура «Скот», аят 10

Он также сказал: «И до тебя посланников называли лжецами. Но они тер­пели то, что их обвиняли во лжи и что причиняли им стра­дания, пока не явилась к ним Наша помощь». Сура «Скот», аят 34

Верующих, которые следуют стезей Божьих посланников и призывают людей к Аллаху, также постигают беды и лишения, и чем сильнее человек привержен дороге пророков, тем тяже­лее ему приходится.

6. Он должен обладать превосходным нравом и проповедовать ислам мудро и рассудительно, потому что это является основной причиной успеха. Отправляя пророков Мусу и Харуна к Фараону, самому злосчастному неверному на земле, который провозгласил себя Господом Богом, Аллах повелел им: «Говорите с ним кротко, быть может, он одумается или устрашится [Господа]». Сура «Та Ха», аят 44

Всевышний сказал Мусе: «Ступай к Фараону, ибо преступил он дозволенное, и скажи: «Не следует ли тебе очиститься? Я наставлю тебя на путь к Господу твоему и станешь ты богобоязнен»». Сура «Исторгающие», аяты 17-19

А обращаясь к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Му­хаммад,] простил им. Если бы ты был суровым или жесто­косердным, то они непременно покинули бы тебя».Сура «Семейство ‘Имрана», аят 159

Аллах также сказал: «И, воистину, ты — человек превосходного нрава». Сура «Письменная трость», аят 4

Господь также велел: «Призывай, [о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наи­лучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». Сура «Пчелы», аят 125

7.  Проповедник должен быть оптимистом. Ему следует надеяться на то, что его народ ответит на его призыв и встанет на прямой путь и не отчаиваться в помощи и поддержке Алла­ха, даже если он распространяет среди людей ислам долгое время, а они все равно не внимают ему. Подобное происходи­ло и с Божьими посланниками.

Пророк Нух (мир ему) девятьсот пятьдесят лет жил среди своего на­рода и призывал его не поклоняться никому, кроме Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в течение многих лет распространял среди арабов ислам, но они лишь причиняли ему страдания, а когда ангел гор явился к нему и испросил разрешения сдвинуть горы и похоронить под ними жителей Таифа, он сказал: «Нет, я хо­чу, чтобы Аллах вывел из их хребтов тех, кто будет покло­няться Ему одному, никого не приобщая к Нему в сотовари­щи».

Если проповедник не будет обладать такими качествами, то он споткнется в самом начале своего пути и потерпит неудачу.

Этих важных принципов должен придерживаться каждый, кто распространяет религию Аллаха. А кто не руководствуется ими и не следует путем пророков, тот потерпит крах, а все его труды и старания не принесут ему ничего, кроме усталости. Лучшим подтверждением этих слов является неудачный исход деятельности многих современных мусульманских группиро­вок, распространяющих Ислам, которые не пошли дорогой пророков, а избрали для себя свой путь. Большинство из них стало уделять внимание не призыву людей к поклонению еди­ному Аллаху и распространению праведных мусульманских воззрений, а разъяснению второстепенных вопросов. Одна из них стала вмешиваться в политику и требовать претворения в жизнь законов шариата. Все это очень важно, но есть нечто еще более важное. Как можно требовать наказывать воров или прелюбодеев в соответствии с законами Аллаха, пока эти законы не применяются в отношении тех, кто приоб­щает к Аллаху сотоварищей?! Как можно добиваться того, чтобы тяжба из-за одной овцы или верблюдицы разреша­лась в соответствии с предписаниями шариата, пока они не применяются в отношении тех, кто поклоняется идолам и могилам, кто отрицает прекрасные имена и качества Аллаха, кто изменяет их и искажает их смысл.

Разве это не более страшный грех, чем прелюбодеяние, употребление вина и воровство?!! Совершая прелюбодеяние и воровство, человек попирает права других людей, а поклоня­ясь могилам и праведникам и отрицая имена и качества Аллаха, он оскорбляет самого всемогущего Творца. Безусловно, наши обязанности перед Творцом превыше наших обязанно­стей перед Его творениями.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймия в книге «аль-Истикама» (1/466) писал: «Лучше совершать грехи, не приобщая к Ал­лаху сотоварищей, чем приобщать к Нему сотоварищей, не совершая других грехов».

Есть и другая группировка. Ее последователи считают себя проповедниками ислама, но следуют не тем путем, который нам заповедали пророки Аллаха. Они не уделяют должного внимания распространению праведных исламских вероубеждений, а, главным образом, призывают людей к поклонению и частому поминанию Аллаха, подобно суфиям. Они отправля­ются в поездки для того, чтобы привлечь к себе народ, но не придают значения тому, что очень часто люди имеют непра­вильные воззрения.

Все подобные группировки являются еретическими. Их ересь начинается там, где уже заканчивается дорога Божьих посланников. Воистину, они похожи на тех, кто лечит тело, лишенное головы, потому что правильные вероубеждения за­нимают в религии такое же важное место, как и голова на теле. Эти группировки должны пересмотреть свои взгляды и по­строить их на основании Корана и Сунны. Только благодаря писанию Аллаха и хадисам они смогут узнать, какими метода­ми пользовался Посланник Аллаха, распространяя ислам. Му­сульмане, стремящиеся прийти к власти и утвердить закон Аллаха, должны знать, что это станет возможным только после того, как все мы вернемся к правильным вероубеждениям, ста­нем поклоняться только одному Аллаху и перестанем приоб­щать к Нему сотоварищей. Об этом сказал всевышний Аллах: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал,] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх. [Все это Я обещал тем, которые] по­клоняются Мне, не признавая наряду со Мной других бо­гов. А если кто после этого станет неверным, то он суть грешник». Сура «Свет», аят 55

Они желают создать исламское государство еще до того, как невежественные мусульмане очистятся от идолопоклонст­ва, воплощенного в поклонении мертвым и их могилам и ни­чем не отличающегося от поклонения ал-Лату, аль-‘Уззе и Манату. Воистину, они стремятся к невозможному, и как пре­красно об этом сказал поэт:

Кто без труда высот достичь предполагает,

Тот жизнь тратит, но высот не достигает.

Утверждение на земле шариата Аллаха, наказание пре­ступников в соответствии с законами Всевышнего, созда­ние исламского государства, да и вообще совершение праведных дел и избегание грехов, — все это лишь дополняет и усовершенствует поклонение единому Аллаху. Так как же можно уделять внимание чему-то второстепенному, пренебрегая первоочередным?

Я считаю, что все те группировки, которые распространяют религию Аллаха, используя не те методы, которыми пользова­лись Божьи посланники, поступают таким образом только по причине своей неосведомленности об этих методах. Невежест­венный человек не может быть проповедником ислама, потому что одним из важнейших требований, предъявляемых к тому, кто призывает к Аллаху, являются правильные знания. Это имел в виду Всевышний, когда повелел своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) ска­зать: «Скажи [Мухаммад]: «Таков мой путь. Я и мои последо­ватели призываем вас к Аллаху согласно убеждению. Хва­ла Аллаху, я не отношусь к многобожникам».

А сколько есть мусульман, которые называют себя пропо­ведниками истины, но не в состоянии правильно ответить на вопрос, что такое ислам и что несовместимо с ним! Как такие люди могут быть проповедниками?

Я также хочу отметить, что каждая из этих группировок, дабы отличаться от других, избирает для себя свой собствен­ный курс и прибегает к своим собственным методам. Это не­избежно влечет за собой отклонение от того курса, которым шел пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Путь Посланника Аллаха – один един­ственный, и в нем нет разветвлений. Всевышний сказал:«Скажи [Мухаммад]: «Таков мой путь. Я и мои последо­ватели призываем вас к Аллаху согласно убеждению…»

Следовательно, все истинные последователи пророка (мир ему и благословение Аллаха) идут одним путем, не разноглася и не размежевываясь.

Не соглашаются с ними только те, кто сошел с прямого пу­ти, о чем сказал Всевышний: «[Скажи им, Мухаммад]: «Этот путь — моя прямая доро­га. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им…» Сура «Скот», аят 153

А поскольку подобные группировки, не согласные ни с ис­тиной, ни друг с другом, представляют угрозу исламу, то мы обязаны предостеречь всех, кто желает встать в их ряды, от этого опрометчивого шага, раскрыть им глаза на их ошибоч­ные воззрения и объяснить, что все они не имеют ничего об­щего с религией Аллаха. Именно так сказал Всевышний: «Воистину, ты не имеешь отношения к тем, которые уст­роили раскол в своей религии и распались на секты». Сура «Скот», аят 159

Что же касается истинного ислама, то он призывает людей к единению на правом пути, о чем сказал Всевышний: «Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противо­речия относительно нее». Сура «Совет», аят 13

Он также сказал: «Держитесь за вервь Аллаха вместе и не распадайтесь [на враждующие группировки]». Сура «Семейство ‘Имрана», аят 103

Все мы обязаны разъяснять это людям, и поэтому правед­ные мусульманские богословы обращают внимание других мусульман на ошибки и заблуждения этих группировок и вы­являют несоответствие их методов с дорогой пророков Аллаха. Истина всегда была предметом исканий каждого верующего, и, может быть, благодаря усилиям этих ученых некоторые му­сульмане осознают свои ошибки и вернутся на путь пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эти ученые выполняют свою важную миссию в соответствии с заветом посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Религия — это искренность». Он повторил это трижды, и люди спросили его: «Перед кем, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Перед Алла­хом, Его писанием, Его Посланником, перед мусульманскими правителями и учеными и простыми мусульманами». Этот хадис передали Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи и Ахмад от Тамима ад-Дари. Его же рассказывали Абу Хурейра, ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас.

Одним из тех, кто разъясняет людям истину и дает добрые наставления, является шейх Раби’ ибн Хади аль-Мадхали*, да поможет ему Аллах и воздаст ему добром. В этой книге под названием «Мудрость и логика в методах призыва пророков к Аллаху» он, опираясь на Коран и хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), изложил методы, которыми пользовались Божьи посланники, призывая свои народы к Аллаху. Он также сопоставил их с теми мето­дами, которыми пользуются сегодня некоторые мусульман­ские группировки, чтобы выявить разницу между тем путем, которые они избрали для себя, и дорогой мудрых посланников Аллаха. Он оспорил ошибочные воззрения, опираясь на зако­ны исламской науки, и аргументировал свои слова доказатель­ствами и примерами. В результате, он — слава Аллаху! — до­бился поставленной цели и написал книгу, которая отвечает требованиям тех, кто ищет истину, и убедительно опровергает взгляды тех, кто упорствует истине и не соглашается с ней. Я молю Аллаха вознаградить шейха за его труд и сделать его по­лезным для всех людей. Да благословит Аллах нашего Проро­ка Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлет им всем мир!

Доказательством правдивости этих слов является высказывание Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, а все иные грехи прощает, кому пожелает». (Сура «Женщины», аяты 48 и 116.) Удивительно, что лидеры некоторых группировок, борющихся за претворение в жизнь шариата Аллаха, в своих книгах разрешают искать благословение у могил и просить Аллаха о помощи и прощении ради праведных людей!

*Шейх Раби аль-Мадхали выдающийся ученый, известный своей суровостью по отношению к приверженцам нововведений и страстей, которые искажают религию Всевышнего Аллаха, прикрываясь благими намерениями. Ученые сообщили нам о том, кто такой аль-Мадхали, и дали ему характеристику, после которой вряд ли истинный мусульманин будет спрашивать о нем всяких заблудших, которые не сравнятся с великими имамами нашей уммы, лично знавшими шейха аль-Мадхали.

Имам, шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури сказал: “Я нахожу шейха Раби‘а аль-Мадхали обладающим глубокими познаниями, большими достоинствами и обладающим правильным пониманием. Он следует по дороге саляфов и делами и убеждением, следует строго Корану и Сунне и является их защитником, а также он суров по отношению к приверженцам нововведений и своих страстей”.См. «ас-Санауль-бади’» 13.

Шейх Ибн Баз сказал: “Шейх Раби’ аль-Мадхали из числа лучших сторонников ахлю-Сунна уаль-джама’а, и он известен нам своими книгами и лекциями”. Он также сказал: “Он известен тем, что строго следует Корану и Сунне и предостерегает от тех, кто противоречит им”. Также шейх Ибн Баз сказал: “О шейх Раби’ опровергай каждого кто заблуждается, и если ошибается Ибн Баз опровергай его и если ошибается Мухаммад ибн Ибрахим опровергни его”. Сл. “Таудихуль-баян” и см. «Санауль бади’» 18.

Шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, несущим знамя джарху уа-тта’диль (предостережения и напутствия) в наши дни является наш брат доктор Раби’ аль-Мадхали. Те, кто пытается сделать ему опровержение, не смогут никогда этого сделать с помощью знания, ибо знание с ним”. Сл. “аль-Мауазинату бида’атиль-‘аср”.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: “Шейх Раби’ из числа ученых Сунны и он из числа обладателей блага, и акъида его правильная и манхадж его прямой”. См. «Санауль-бади’» 26.

Также, когда Ибн ‘Усеймина спросили: “Здесь у нас вопросы по поводу книг шейха Мадхали?” Он ответил: “Этот вопрос не нуждается в моем ответе, ибо это подобно тому, как спросили имама Ахмада об Исхакъе ибн Рухауейхе, на что имам Ахмад сказал: “Это о таких как я спрашивают у Исхакъа, а не у меня спрашивают об Исхакъе”. Сл. “Итхафуль-кирам”.

Шейх Мукъбиль говорил: “Я советую своим братьям читать книги шейха аль-Мадхали и извлекать из них пользу, ибо она огромна”.См. “Фадаиху уа насаих” 36.

Также среди тех, кто отзывался с почтением и уважением о шейхе аль-Мадхали, и говорил, что следует брать у него знания, такие выдающиеся ученые, как Салих аль-Фаузан, ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи, Салих ас-Сухайми, ‘Убайд аль-Джабри, Ахмад ан-Наджми, ‘Абдуллах ас-Сабиль и мн. другие. См. «Санауль-бади’».

Те, кто заявляет о “страшных” ошибках шейха аль-Мадхали, так и не указали ни на одну конкретную ошибку с аргументами и ссылками на ученых ахлю-Сунна. Мало того придумали секту под названием «Мадхалисты» к которой причисляют всех тех, кто им не угоден. И что самое удивительное, так это то, что к этой секте причисляют даже тех, кто никогда и не слышал о шейхе аль-Мадхали. Подобная вещь напоминает собой термин «Вахабиты», выдуманный врагами истины, но что обидно, так это то, что выдумавшие термин «Мадхалисты» причисляют себя к ахлю-Сунна. Это всегда было признаком сектантов, как говорили имамы нашей уммы, придумывать течение, названное именем ученого выступавшего против новшеств, чтобы люди опасались его. Исхакъ ибн Рахауейх, Абу Хатим и аль-Барбахари говорили, что признаком еретиков являлось называние ахлю-Сунна порочными имена, чтобы сбить с их пути несведущих людей. И джахмиты, которые отрицали все атрибуты Аллаха, называли ахлю-Сунна «уподобляющими», из-за того, что они не отрицали качества Аллаха. См. “Шарху усули и’тикъад” 1/179, 23/532 и “Шарху-Ссунна” 79.

Тем, кто порочит шейха аль-Мадхали, следует на этом не останавливаться и порочить всех вышеупомянутых ученых, которые были и есть на том же, на чем шейх аль-Мадхали, и кто заступался за него и говорил, что его вероубеждение и манхадж правильные.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Взято из книги: Шейх Раби` ибн Хади аль-Мадхали

«Мудрость и логика в методах призыва пророков к Аллаху»

перевод с арабского: Эльмир Кулиев


«Саляф – Форум»

Понравилась статья? Вы не хотите пропускать новые статьи? Тогда подпишитесь на RSS или электронный ящик и получайте новые публикации сайта, барака-Ллаху фикум!

Поделись этой записью в своей социальной сети:

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com